Смешно: мир не готов к автомобилю, о котором трубят уже как минимум лет десять! Он не готов принять Honda FCX Clarity. Экипаж на топливных элементах, который заправляется водородом и выделяет лишь воду. Может, было слишком много отвлекающих факторов — гибриды, этанол, биоэтанол, электричество? А может, мы услышали слово «водород», подумали: «Бомба!» — и побежали в укрытие? Но игнорировать переезд первого серийного автомобиля на водороде нельзя.

Ведь во многом Honda FCX Clarity — хорошая машина. Например, вот в чем. Водород можно получить везде, где есть вода и электричество. Ом позволяет хранить и быстро пополнять большом запас энергии в относительно малом пространстве. Он экологически чист. Воспламеняемость у него ниже, чем у бензиновых паров, так что бояться бомбы в гараже не надо. Значит, водород чудо-топливо?

Гм-м… Для его выработки используются горючие ископаемые, и место этого производства — зловонная клоака, опасная для бла-бла-бла природы. Чтобы превращать его в электричество, нужны дорогущие топливные элементы, в которых драгметаллов больше, чем в императорской короне. А хуже всего то, что заправить автомобиль водородом сейчас попросту негде.

Поэтому ны наверняка решите, что успех Honda FCX Clarity писан вилами по водороду. Для всего мира это так. Кроме Калифорнии, где Honda сбудет с рук все выпущенные автомобили. Старт — в этом году. Для людей, которые сделали неуклюжий, дорогой и неэкологичный Prius третьей по популярности моделью Toyota в Штатах, Clarity -новый мессия. Его сайт рухнул через день после запуска — слишком многие хотели сделать заказ.

Дело не только в «зелени». Конечно, экоманьяки по такому случаю пообнимаются с деревьями и откроют бутылочку конопляного вина. Но мы-то с вами понимаем, что причины ажиотажа — эксклюзив (первая партия меньше 100 штук), выгодные условия лизинга (S600 в месяц, почти как у 3-Series или C-Class) и то, что это красивый и модный автомобиль.

Силуэт кажется знакомым — помесь Toyota Prius и VW Passat, только в тысячу раз краше. Внешность FCX не менее современна. чем начинка. Жаль, что его не выкрасили в цвет ртути… Но Honda хотела, чтобы он смотрелся поскромнее. Зато человека, который рисовал приборы, предупредить забыли.

За рулем от чувства, что ты Капитан Керк из «Звездных войн», не отделаешься — светящихся трехмерных табло и шкал тут больше, чем во всем космофлоте. Они сообщают о здоровье топливных элементов, зарядке батареи и черт знает о чем еще. Обычные здесь только руль и переключатели поворотников.

В центре главного дисплея — шарик, по размеру и цвету которого можно судить о том, как обстоят дела, условно говоря, под капотом. Пока FCX неподвижен, шарик маленький, спокойно-голубой. Когда вы наступаете на газ, он становится больше и зеленеет, как Шрек. А если нажать педаль в пол, он вырастет в оранжевое солнце, сигнализируя о перерасходе водорода.

Хорошо, что он есть. Ведь мотора почти не слышно, и нет вибраций, обычно сопровождающих разгон. Слышен лишь слабый турбовой: по мере нарастания скорости он делается резче. Но пропадает, едва автомобиль перестает разгоняться.

Максималка ограничена 160 км/ч, хотя разгон до сотни — меньше 7 секунд! Особенно впечатляет момент 138-сильного электромотора. Все 256 Нм доступны буквально с места: FCX не стартует, а катапультируется в облаке пара. Кажется, что разгон тут быстрее скорости света. Экономичность при этом эквивалентна расходу топлива в 4,5 л/100 км, а дальность хода на одной заправке — 435 км.

Одно это — достаточный резон для покупки, но у Clarity есть в запасе неповторимый трюк. Его кресла демонстрируют новую технологию экономичного нагрева/охлаждения, которая работает так здорово, что остальные производители наверняка вскоре ее умыкнут. Причем вместе с конструкцией автомобиля. Здесь нет традиционной силовой цепи. Электромотор вращает передние колеса, поэтому тут полно места для других вещей типа пассажиров.

Машина на 10,2 см короче Accord, и парковать ее легче, но при этом внутри просторнее, чем в автомобиле на пару классов выше. Так что пока Honda компенсирует покупателям потраченный на FCX миллион долларов почти дармовым лизингом, проблема у него одна. Это заправки. Даже в Лос-Анджелесе, где обязаны жить все счастливые обладатели Clarity, сегодня всего пять водородных колонок.

Со временем их станет больше, но настоящая сеть, эквивалентная бензиновой, появится только лет через десять. Правда, у Honda есть альтернативное решение — Ноте Energy Station, домашний энергетический заводик. Если в гараже эту коробку подключить к электросети и водопроводу, она будет делать водород. Можно использовать и солнечные батареи производства той же Honda. Но и тут есть нюанс: купить HES еще несколько лет будет нельзя.

И это, вероятно, смешнее всего. Honda уже изобрела автомобиль будущего и даже способ его заправки. Осталось изобрести машину времени и дарить ее каждому покупателю FCX. А топливом настоящего останется грязная древняя нефть…

Статья подготовлена при поддержке компании осуществляющей переезд офиса по Москве «Центр Переезд»