Сверхлегкий и супероригинальный Mazda MX-5

Родстеру Mazda MX-5 в этом году исполняется 20 лет. На родине Zoom-Zoom это событие решили отметить концепт-версией MX-5 Superlight, то есть Сверхлегкой. Идея не оригинальная, но… гениальная. Ведь что такое концепт? Тысячи эскизов, выражающих главную мысль, объёмные модели из пластилина, и в результате — макет, в лучшем случае способный кое-как передвигаться.

Главное в нём — обличье: чтобы специалисты могли мудрено высказаться о формах и образе, а мы с вами — захотеть (или не захотеть) такое чудо прямо сейчас. Знакомо? Исключительность концепта MX-5 Superlight заключается в том, что ничего этого не было. Ну, почти. Немного пластилина, чуть-чуть эскизов. Но суть идеи заключалась не во внешности, а в эмоциях, которые получает сидящий за рулем.

То есть создавалась концепция драйва, моделировались чувства! Специальный инструктор по вождению гоночных автомобилей, прибывший из Японии, долго рассказывал о проделанной кропотливой работе по сохранению духа автоспорта эпохи XX века. Вот это и есть гениальная составляющая. Процесс больше напоминал глубокий тюнинг. Взяли серийный родстер Mazda MX-5 весом 1150 кг и отсекли всё “лишнее”: крышу, наружные зеркала, ветровое стекло вместе с дворниками.

Внутри лишними оказались магнитола (музыки ветра тут с избытком), климат-контроль (все равно климат внутри такой же, как и снаружи), ручки и начинка дверей (дерни за веревочку, дверь и откроется). Не осталось ни грамма шумовиброизоляции — вокруг чистый, местами крашеный металл. Вместо кресел — карбоновые ковшики с четырехточечными ремнями безопасности.

То, что не удалось ампутировать, постарались облегчить. Капот сделали из алюминия. Козырек над панелью приборов — из углепластика. Зеркало заднего вида воткнули в высокую консоль. Установили мощные дуги безопасности, которые дополнительно увеличивают жесткость кузова, за ними — обтекатели с вмонтированными светодиодными стоп-сигналами.

Из-за этого кажется, что пилот и пассажир сидят у задней оси, как на гоночных автомобилях начала XX века. Интерьер весьма условен. Приборная панель из легкой пластмассы (шкалы стандартные). По центру — тумблеры аварийного отключения электропитания и подачи топлива, между ними — кнопка “старт”. Ковши сидений, подлокотники (они же усилители дверей), руль, рычаги коробки и ручника отделаны коричневой кожей. Все! В итоге отсеченного и облегченного набралось на 155 кг.

Спортивные настройки минимальны: выкинули всю электронику стабилизации и контроля, установили “сердитый” выхлоп, на 3 см уменьшили дорожный просвет и перенастроили подвеску под спортивные амортизаторы. Ну и, конечно, улучшили тормоза.

Интересно: только я увидел его живьем, пробила мысль: “А почему руль не с той стороны?” Нет, постойте. Он слева? Слева. Так почему же не с той? Все просто: у классических спорткаров далекого прошлого руль был справа, и это прочно засело в моей голове. Кстати, первая версия концепта, как я потом узнал, была действительно праворульной…

И с эмоциями тут все в полном порядке. Немудрящая простота этого “зум-зума” оживила во мне забытые гоночные ощущения. Влитая посадка, притяжка спецремнями до полного контакта, до реальной имплантации в автомобиль, затем запуск мотора — и полет. Вначале снимается блокировка с первого тумблера. Щелчок — и оживают стрелки приборов…

Потом щелчок второго: тихо зацокал бензонасос. Кнопка пуска — и грохнул первыми оборотами мотор, и волна легкой, до боли знакомой вибрации по всему телу. Рука ложится на необычный переключатель передач — в форме эфеса. Первая входит коротким лаконичным движением. Старт!

Передачи влетают одна за другой. 8,9 секунд до сотни и 200 км/ч максималки — вроде бы не быстро. Но обезумевший ветер врывается в кокпит, гуляет по ногам, ударяет в шлем, дергает за руки, и приходит невыразимое ощущение движения. Оно густеет до такой степени, что воспринимается как пятая стихия, атмосфера, среда твоего обитания…

Можете представить, что с огромной, покрытой льдом горы — не ниже Эльбруса — вы несетесь вниз в алюминиевом тазу? Очень похоже! Но, конечно, лишь эмоционально. Ведь в отличие от тазика управляется Superlight прекрасно: очень точно понимает ваши желания и выполняет их.

Серийные автомобили на водительский вкус напоминают вина, ликеры, коньяки и виски. Градус в них скрыт за вкусом, ароматом и послевкусием. А пилотировать Superlight — это как врезать неразбавленного спиртяги и закусить рукавом. Зум-зумней не бывает!