Существует ряд принципов, которыми должен пользоваться оценщик, когда производится оценка транспорта и стоимость восстановления такового. Одним из главных принципов является принцип полезности: любое автомототранспортное средство (АМТС) имеет определенную стоимость до тех пор, пока оно способно удовлетворять конкретную потребность его владельца, заключающуюся в перевозке людей, грузов и оборудования на борту автомобиля.
В условиях свободной конкуренции и отсутствия давления на одного из участников сделки по ряду причин актуальным является закон спроса и предложения. Согласно данному принципу, рыночная стоимость транспортного средства зависит от конкуренции и равновесия между соотношением продавцов и покупателей. Когда производится оценка транспорта или оценка оборудования, необходимо учитывать и принцип замещения, согласно которому рыночная стоимость оцениваемого АМТС не может превышать цену автомобиля, аналогичного по полезности (вместительность салона, грузоподъемность, марка, объем двигателя, год выпуска, etc.).
Оценка транспорта ведется в соответствии с принципом изменения: рынок АМТС является динамичным, и оценка транспортного средства ведется на конкретную дату. Нужно учесть, что рыночная стоимость автомобиля подчиняется внешним факторам, которые определяют условия эксплуатации машин (яркий пример – стандарты Euro 3, Euro 4), политика государства и международных организаций, уровень юридической защиты, так далее. Согласно принципу ожидания, рыночная стоимость транспортного средства является величиной, зависящей от вероятности получения дохода определенного объема за определенный промежуток времени при использовании транспортного средства. Этот принцип является одним из основополагающих не только при оценке АМТС, но еще при проектировании транспортного средства.
Пункт 18 «Стандартов оценки» говорит о том, что оценка транспорта должна вестись с учетом затратного, доходного и сравнительного подходов к оцениванию транспортного средства. В случае отказа от использования одного из таковых оценщик обязан обосновать свое решение. Стоит отметить, что в сегменте автомототранспортных средств (в т.ч., при оценивании аварийных и не подлежащих машин, автомобилей массового и серийного производства) наиболее приемлемым является сравнительный подход, поскольку множество аналогов позволяет сделать довольно логичный и справедливый вывод. Затратный метод, в свою очередь, больше применим в случаях, когда требуется оценка бизнеса или оценка оборудования.
Согласно пункту 16 «Стандартов оценки» оценка транспорта должна вестись с изучением рынка, его нынешней конъюнктуры и предыстории, с применением математической статистики при изучении рынка автотранспорта (корреляция, дисперсия, регрессионный метод, etc.). Принятие решения о стоимости транспортного средства должно вестись с учетом цен на аналогичные модели в таком же состоянии и такого же возраста, которые берутся из регулярных сделок купли-продажи, из СМИ и прайс-листов, из справочников и аналитических изданий.
Предпочтительной является информация о сделках продажи. В то же время получение таких данных имеет немалую трудность в связи с необходимостью регулярного отслеживания данных о происходящих сделках. Ввиду этого наиболее часто оценщики применяют цены, которые им предоставляет периодика, и корректируют их при помощи ряда специальных методик. Что касается раритетных, эксклюзивных автомототранспортных средств, переоборудованных автомобилей с рестайлингом – в отношении таковых оценка транспорта ведется с помощью затратного подхода.
Он применяется также для корректировки цены объектов, у которых есть небольшие дефекты или дополнительные элементы управления. При использовании затратной методики применяются расчеты по стоимости однородного объекта и по элементам, а также индексация цен. В любом случае цена АМТС и комплектующих автомобилей путем индексации цен приводится к актуальному уровню стоимости путем применения корректирующего индекса. При расчете с помощью методики стоимости однородного объекта подбирают аналог оцениваемого автомобиля (модель, год, состояние, цвет кузова, объем двигателя).